Бизнес - консультант и кризис менеджер

Построение розничной и виртуальной аптечной сети



"Кто не может делать - учит, как делать.

Кто может - делает."

Управленческий фольклор

Первую розничную аптечную сеть мы строили в 1993-95 годах в рамках компании Экохелп Фарм. Это было наиболее сложный этап нашей работы. Не было представления о мерчандайзинге, ассортиментном планировании. Все изобретали сами,  опираясь на «экскурсии» по европейским аптечным  сетям.

В аптечную сеть входили как  аптеки, созданные в выкупленных аптечных помещениях советского стандарта, так и создаваемые заново на ранее не предназначенных для этого площадях.

 Сеть на 1995 имела около 70 аптек в нескольких городах и была по тем временам одной из крупнейших.

Сеть «Моя любимая аптека» создавалась в 2005-2008 годах в рамках Alliance Healthcare RUS. Отрабатывались все основные процессы – выбор места, форма  доступа, ассортиментный ряд и т.д.

В 2008 году  мы начали развивать проект Алфега - Виртуальную аптечную сеть.

 Идея виртуальной аптечной сети, в общем, лежала на поверхности.

Виртуальная сеть – это объединение независимых аптек под одним брендом, дизайном, обычно единой, не профильной инфраструктурой (IT-персонал, юристы…), в редких случаях, единой системой поставок или ценовыми соглашениями с поставщиками.

Идея близка к идее франшизы, но не копирует ее  (нет «головной» организации, и, в общем, система ведения бизнеса не навязывается, не транслируется, хотя общность вторичных структур, например, тренеров по мерчандайзингу, сближает аптеки).

Главная мотивация независимых аптек вступить в Алфегу -   получить преимущества за счет:

  • Узнаваемости бренда.
  • Эффекта масштаба, как в организации, так и при работе с поставщиками товаров и услуг.

При этом владелец бизнеса сохраняет свою самостоятельность и  номинально, и фактически.

Идея хорошая, но реализовать ее не так просто. Нужно не только на практике убедить аптеки в преимуществах, которые они получат от присоединения к виртуальной сети, но и, что главное, продолжать год за годом обеспечивать им «добавленную стоимость» за счет вступления в проект.

За четыре года число членов проекта достигло 600: http://www.alphega-apteka.ru/

Добавленная стоимость была обеспечена не только или не столько за счет расходов или мерчандайзинга, но, в основном, за счет централизованных  маркетинговых акций с производителями. Эти акции приносили и приносят  реальную пользу производителям аптечных товаров и прибыль аптекам.