Бизнес - консультант и кризис менеджер

Чем отличается управление на расстоянии от управления лицом к лицу

    Проблема эффективности власти и управления в России испокон века относится к числу самых актуальных. Огромные расстояния и сложные коммуникации, а также низкое интеллектуальное качество управленцев  все это часто делает управление на расстоянии не эффективным, вернее множество критических проблем возникает при переходе от управления лицом к лицу к управлению на расстоянии.
    Как ни думай, никаких особых требований к менеджеру, который управляет коллективом на расстоянии,  не найдешь. Менеджер должен быть мобильным, креативным, стрессоустойчивым, быстро улавливать новые тенденции, использовать самые современные технологии. В общем, общие требования.
    И руководить сотрудниками на расстоянии следует в соответствии с теми же принципами, которые действуют в офисе при присутствии начальника:
    ---- правильные технологические процессы;
    ---- сильные люди — амбициозные, самомотивированные, обладающие необходимыми навыками и опытом, победители;
    ---- KPIs и мотивация, нацеленные исключительно о конечный результата (а не на  контроль каждого  этапа исполнения), чем дальше от непосредственного исполнителя находится руководитель, тем больше ему нужно доверять.

    Степень централизации зависит от типа бизнеса, корпоративной культуры, истории  компании, а также прочих факторов.
    Но в любой ситуации главный офис должен сохранять:
    ---- мотивации и  внутренние политики;
    ---- маркетинговые стратегии;
    ---- взаимодействие с государственными органами и СМИ;
    ---- юридические вопросы;
    ---- IT - технологии;
    ---- финансы;
    ---- HR.

    И … общую технологию сбыта и логистики. Здесь очень важно при общении с региональными подразделениями устанавливать твердые «правила игры».
    С другой стороны нужно поощрять  предпринимательские качества и инициативы сотрудников на местах.  Оставляя на месте:
    ---- ценовую политику;
    ---- отдельные маркетинговые акции;
    ---- набор и отбор кадров второго и третьего уровня управления.
    Очень важно иметь контролирующий орган или внутренний аудит, который на регулярной основе будет проверять региональные подразделения на соответствие.
    Если компания открывает филиал в регионе первый раз, то лучше сформировать команду из сотрудников головного офиса, которые в течение какого-то периода должны вывести филиал на заданные показатели или запустить в работу определенные процессы, а затем на месте нанять персонал для постоянной работы.
    Основная проблема, которая встречается при дистанционном управлении это потеря коммуникации: когда вы реально не присутствуете на месте, то теряется ощущение контроля над ситуацией, а люди не чувствуют энергетики.
    Обязательное применение видеоконференций не решает проблему, а незначительно ее сглаживает при этом опасность потери духа и уверенности остается.

    Другая проблема -  бизнес во многом состоит из мелочей. При личном управлении есть возможность видеть эти детали и корректировать ситуации, но при удаленном – неизбежно приходится что-то упускать.  И с этим нужно смириться. Много вещей делается не так…, но в голове должен быть принцип «материальности» - это мне важно, это нет.
    Чтобы уменьшить проблемы нужно 3 раза в год региональный персонал нужно привозить в головной офис или проводить собрания на базе того или иного регионального подразделения.
    В любом случае первые лица компании должны участвовать во встречах – они заряжают людей верой в победу, верой в единство компании.
    Что касается индивидуальных разборов полетов то это Skype, дающий возможность проводить совещания одновременно с несколькими участниками.
    Важное замечание – система контроля в менежменте должна быть жесткой, но ориентированной на «важное». Основной принцип системы контроля финансовых потоков «не провоцируй».
    В целом нужно сказать, что большинство неудач при дистанционном управлении связано с личностью первого лица. Людям нужно доверять, но система контроля должна быть надежной (но и не мешающей бизнесу). Если ты веришь, что тебя обворуют, то тебя обворуют. Если ты один считаешь, что ты знаешь бизнес и не получаешь и не учитываешь обратную связь с мест, то отторжение регионов  неминуемо.
    Если ты «либерал», то хаос не минуем, в этом хаосе тебя тоже обворуют.
    Т.е. секрет успеха:
    ---- набор людей;
    ---- вдохновение людей и обучение их лично;
    ---- распространение bestpractice  наряду с жесткой технологией в ряде вопросов;
    ---- и т.д.