Стейкхолдер анализ при построении фирм путем слияния и поглощения

    Не правильная оценка потребности стейкхолдеров, например, потенциальных инвесторов является причиной проблем во многих розничных сетях. Обычно ошибка состояла в точке зрения, что стоимость компании определяется рыночной долей. Ошибочные действия, например  скупка мелких аптечных сетей без интеграции  по принципу «кто быстрее наберет долю».  Последствия ошибочной оценки потребности стейкхолдеров  – негативное финансовое состояние, вынужденная распродажа активов, неопределенное будущее.
    Поскольку список «компаний» открывается самой известной аптечной сетью России, приведем цитату.Анастасия Жохова   http://www.forbes.ru/lichnye-dengi/lichnyi-byudzhet/73661-opasnoe-lekarstvo

    Спасение от банкротства поставило «Аптечную сеть 36,6» на грань поглощения
    В 2003 году у «36,6» было 60 аптек в столице и одна за ее пределами. Бектемиров и Кривошеев провели первичное размещение 20% акций компании на ММВБ — редкое по тем временам событие (в 2007 году последовало еще одно размещение). «Их схема развития была похожа на пирамиду МММ, — рассказал Forbes топ-менеджер одной из дистрибьюторских компаний. — Оборот растет, под это дают займы. На займы открываются новые аптеки, выручка увеличивается, берутся новые кредиты и т. д.». Банки не скупились на займы амбициозному бизнесу. Экспансия «36,6» была в буквальном смысле ураганной. За 2005–2007 годы компания скупила почти 800 провинциальных аптек и открыла более 300 новых аптек в Москве и регионах. В 2007 году при выручке 21,6 млрд. рублей и долгах 7,2 млрд. рублей «Аптечная сеть 36,6» впервые за шесть лет показала убыток.
    На рынке говорили, что компания спешила раздаться в размерах и переплачивала за региональные сети, поскольку хотела продаться иностранцам, в частности британской сети Boots. «Европейцы поставили условие — дорасти не менее чем до 1500 аптек», — утверждает гендиректор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк.
    Артем Бектемиров … признает …, что «36,6» наделала много ошибок: «Мы купили 50 компаний, неправильно и медленно проводили интеграцию, из-за отсутствия собственной дистрибуции не могли перейти на централизованные поставки».

    Причем по этому пути: покупка,  покупка,  покупка шло  много сетей. Причем с моей точки зрения идея была не дурна – в США сети покупают от 1-2 годовых оборота. И идея что купят и России по цене пропорциональной обороту была не абсурдна
    Но тогда в чем же ошибки? Крупные сети, растущие за счет слияния и поглощения, получили первые отказы от европейских компаний по слиянию и поглощению еще 8-10 лет назад. Причина – недостаточная или отрицательна прибыльность. Т.е. было ясно дано понять, что критерий при продаже полной или частичной, не доля рынка, а прибыльность. Почему же многие игроки не остановились.
    Начав такой процесс  роста уже трудно остановиться.  Возник «туннель реальности» – создана модель и все убеждали друг - друга и … убедили почти всех, кроме потенциальных покупателей. А потом во многих сетях дела понеслись вниз. Ведь создать империю и управлять империей это разные вещи. Управлять тоже можно научиться, но это вопрос времени.
    Обычно ошибки в оценке потребностей одного стейкхолдера, приводят к проблемам с большинством других.  Покупки аптек за счет оборотных средств привело к неплатежам. Неплатежи к перебоям в поставках, перебои к дефектуре, дефектура к падению оборота. Все это вместе к проблемам с банками (проблемы с кредитованием) и собственным персоналом – кто хочет работать в нестабильной компании.

    Ошибки в Стейкхолдер анализе при неправильной оценке рынка
    Следующий пример также касается фармацевтической розницы.

    Вы идете по любому городу. И каждый день видите открывающиеся аптеки. Дверь в дверь, в разных подъездах одного дома.
    Причины такого бума – поддерживаемый прессой миф о сверхприбылях, о том, как аптека наживается на пенсионерах и т.д.
    В реальности аптеки и сети находятся на грани рентабельности. Как было указано в статье Александра Крекнина и Марии Дранишниковой «Рецепты выживания» Ведомости 13.11.2012, 215 (3229), со ссылкой на директора аналитической компании Cegedim Strategic Data Давида Мелик-Гусейнова «Рентабельность…  традиционных [аптек] составляет в среднем по отрасли 2%» И как следствие, «РААС (Российская ассоциация аптечных сетей, примечание автора) даже  ожидает снижение числа аптек в России на 40% » Фармацевтический вестник. 11.07.2011. 
    Ошибка в работе со стейкхолдером в данном случае – миф о сверхприбыльности рынка.
    Ошибочные действия – открытие новых аптек новичками в бизнесе.
    Последствия – закрытие сети в течение 1-1.5 года или продажа по ценам, не превышающим затрат.
    Данные два примера показывают, как опасно пренебрегать изменениями внешней среды и строить бизнес, в котором эти изменения не учитываются.
    Люди делали одни и те же ошибки, раз за разом, поскольку исходили из неверной теории, мифов которые создавали сами себе и не хотели видеть, что мир меняется.